Рассказ про путешествие в Крым 2012.

Крым 2012.

Наша команда впервые побывала в Крыму.

Мы планировали посплавляться по трём разведанным Крымским речкам: Аузун-узень, Кокозка и Чёрная.

Сразу скажу, что поездка получилась больше ознакомительной.

Перед поездкой мы постоянно мониторили прогноз погоды на Ай-Петри и в Соколином, но вопреки всей статистики он был плохой, но отступать было некуда, отпуска подписаны и сроки выбраны, так что вечером 9 марта мы погрузились и выехали. Нас было трое - я, Игорь Конюхов и Роман Стовбур. Утром 10 марта мы уже катили по Украине, погода была минусовая, светило яркое солнце, снег начал уменьшаться только под Днепропетровском.

Вечером мы прибыли в село Соколиное, оно находится в самом центре Крымских гор по дороге из Бахчисарая в Ялту. Тут нам предстоял квест по поиску жилья, т.к. мы не знали когда точно приедем предварительно его мы не заказали, оказалось что турбазы не работали вообще, а люди которые занимаются сдачей жилья в 9 часов уже все спят, найти кого-либо на улице практически не реально. Поколесив около часа по селу, мы съехали пару километров вниз до деревни Аромат и тут нам подвернулась удача и мы зажили у частников, нам тут  же истопили баню, мы выпили портвейна и залегли спать.

Надо сказать про погоду во время поисков жилья, было реально холодно, все лужи замёрзли, снегу тоже лежало не мало, нам потом сказали , что в ту ночь температура опустилась до минус 11! Вообще такая погода для середины марта в Крыму аномальная, все местные жители говорили, что зима очень суровая, снегу очень много, а вообще на 8 марта должно быть +15!

В первый день кататься мы не планировали, поехали в чайхану в Соколином там отобедали, и поехали на Ай-Петри посмотреть на горнолыжные склоны.

Доехав до Большого каньона, увидили безрадостную картину, снег лежал везде, воды в Аузун-узень практически не было, тропа в Большой каньон представляла собой еле натоптанную в снегу тропинку при всём при этом светило яркое солнце.

Двинулись выше, но доехать нам было не судьба, дорога была вся заснежена и в одну колею, с очень редкими разъездами в которых легко застрять. Мы не доехали, сначала откапывали одну машину, потом нам на встречу попалась целая колонна, и сказали что ехать на верх уже поздно, было два часа дня. Решили съездить в Балаклаву, по пути заехали в посёлок Черноречье, что является финишной точкой сплава по Чёрной, договорились там от заброске в начало сплава.

Отдельно хотелось бы сказать про время, хохлы в отличие от нас часы перевели и разница составила уже два часа и в 6 часов вечера уже темно, а утром светло, но холодно.

На следующий день решили проплыть нижний участок Кокозки от Соколиного до Аромата, т.к. в этом году бассейна у нас не было и мы все давно не сидели в лодках и хотелось просто немного погрести. Переодеваясь в сплавную одежду меня посещали разные мысли, за окном было пасмурно и холодно, а воды в реке явно не достаточно, но очень хотелось сесть в лодочку и вспомнить немного позабытое ощущение. На точке старта Ромка решил что ему это не надо и он перегонит машину, а мы решили идти до конца. Когда мы уходили от машины температура была +1 и пошёл снег. Дошли до реки по снегу, сели в лодки и поехали. Воды в реке очень мало, по большинству перекатов мы скреблись через камни, отталкиваясь руками и веслом, по спокойной воде мы гребли. Через час мы доплыли до финиша, температура воздуха явно увеличилась. В оставшееся время мы предавались релаксации: съездили в чайхану, пили крымский портвейн и играли в карты.

Весь следующий день можно окрестить как транскрымское путешествие. Мы побывали почти во всех городах Крыма, перед Алуштой в районе Изобильного заехали на речку Улу-Узень, для разведки на предмет сплава, воды в ней конечно же было очень мало, но если налить её туда, может получиться ещё одна интересная речка. После заехали на море в Алуште и прокатились по всему Южному берегу Крыма.

Крымские горы с северной стороны полуострова представляют собой холмы, которые на большей высоте становятся скалами, а с южной стороны у моря это сплошные скалы тянущиеся вдоль всего побережья ЮБК.

14 марта стал самым интересным и долгожданным днём нашего путешествия. В этот день мы сплавлялись по реке Чёрной, как гласило описание самой сложной Крымской речки. Начитавшись описаний мы знали, что нужно подъехать на старт у деревни Широкое и быстро выпрыгнуть из машины и убежать к реке, чтобы охрана водохранилища не успела нас поймать. Так же нас ждали 2 каскада порогов, а на сплав нужно потратить около 8 часов.

В 9 утра мы уже переодевались в посёлке Черноречье и грузили каяки в транспортёр Виталия, с которым договорись ранее. Виталий оказался отличным человеком, мы загнали машину к нему гараж, а вечером он нас встретил и помогал чем мог. В 10 мы проехали мост через Чёрную остановились у шлагбаума, а дальше был выброс десанта, схватив лодку из машины я побежал к реке, до которой метров 300, продрался через прибрежные кусты, сел в лодку, проплыл метров триста и только потом натянул юбку и подрегулировал спинку. Мои друзья проделали те же манипуляции и мы спокойно начали сплав.

Первый километр река похоже на обычную равнинную реку и сложностью является продирание через многочисленные ветки и колючки нависающие над водой и торчащие из воды.

Вскоре мы упёрлись в нагромождение каменных глыб, куда плыть было не понятно, вылезли на просмотр. Никто из нас раньше не был в Крыму или на подобных речках, а описание не давало чёткого представления, что нас ждёт, поэтому поначалу мы много смотрели. Взобравшись на тропу осмотра, увидели что вода просачивается через щели среди камней потом немного собирается образуя слив- горку.

Проход был преграждён несколькими брёвнами, Ромка решил сразу занести весь каскад тропа по левому берегу для этого отличная, мы же с Игорем убрав брёвна начали прохождение. Начало первого порога это узкие проходы и сливы между каменными глыбами, а заканчивается он каменной горкой-сливом. Гарик поехал горку первым и в самом конце запинился в камнях и вылез из лодки, я всего этого не видел, с берега Роман мне сигнализировал можно ехать что я удачно и сделал. Второй порог состоял из двух сливов, первый опять горка забитая камнями, а второй в паре метров после первого унитазный узкий слив под огромный камень шириной не более метра. Гарик с наплыва проехал первый слив, второй же показался слишком кривым и мы его занесли. Надо сказать, что перепад впечатлял, когда проехав очередной слив я оглядывался назад начало порога уже не было видно, а прошли всего метров тридцать.

Оставшуюся часть каскада мы шли без просмотров, запомнился порог с разгонной горкой и сливом направо высотой около метра. Первый каскад оказался коротким, на  прохождение мы потратили около полутора часов, с учётом просмотров и уборки брёвен. Мне он понравился было не сложно и интересно, большой перепад, но вода не мощная. Дальше плывём в полном составе, начинается плёс с перекатами и ветками. Минут через двадцать уклон возрастает, горы сходятся и мы плавно входим во второй каскад. Тактика у нас такая: я подплываю к урезу, смотрю что там внизу и прохожу, ребята идут за мной. Так и плывём слив-улово, слив-улово. Перед очередной ступенью у нас состоялся диалог:

Я: Рома проедь первым сфоткай нас!

Рома: А куда там ехать-то?

Я: Хрен знает, внизу улово есть, ну справа давай.

Рома: Поехал.

Дальше наблюдаем картину, он подплывает к сливу, прыгает его и исчезает через несколько секунд видим вертикальное весло, а ещё через несколько плывущего к берегу по-собачьи вместе с лодкой Стовбура. Проходим слив с другой стороны. Рома говорит что запинился в камнях и отстрелился, и самое хреновое плохо закрыл герму и промочил фотоаппарат, виноватым делает меня, ведь я неправильно указал ему куда плыть. Так мы и не пофоткались! Проплываем ещё несколько плюх и выходим на просмотр, пред нами обещанный описанием «водопад» в 5 метров, правда это совсем не водопад, а водоскат и высота метра 3 с половиной. Воды в нём не много, поэтому я обнеся заходные ветки удачно скатился у левого берега, а парни занесли. Проходим ещё несколько препятствий и упираемся, прохода не видно совсем, выход на берег совсем не прост, видно только торчащие из воды как шампур бревно в левом проходе. В результате обнос непрохода, который дался очень тяжело, надо сначало залезть на скалу, а потом по заснеженным каменным глыбам протащить лодку. Как я понял это начало участка «Сито». После обноса было пару плюх и перечалка на правый берег. Видим порог и сразу за ним водоскат метров 5(в описании указано семь).

Нас уже начало поджимать время, а тропа обноса была отличная поэтому мы оставили прохождение этого участка на следующий раз. Дальше у меня всё смешалось все было очень похоже, высокие сливы с малым количеством воды на них. Мы занесли участок метров сто с последним сливом высотой около 2х метров и карманом под скалой справа. Ещё мне запомнился порог на выходе из каньона, перепад около трёх четырёх  метров на  пятнадцать длины. Сначала едешь прямо, потом вода упираясь в скалу валит вправо и развернувшись влево метровый слив с бочкой через всю реку. Мы посмотрели и все удачно прошли порог. Дальше предстоял выкат до Черноречья, время до темноты оставалось совсем немного. Характер реки множество маленьких порожков и шивер, которые осложнены нависающими и растущими из воды ветками, наши руки и лица сильно пострадали на этом участке и все расцарапанные мы ходили ещё несколько дней. Финишировали мы уже в сумерках и через десять минут стемнело совсем. Роман отдал все силы на сплаве и когда вышел на берег, тащить свою лодку мог с трудом. На плотине охранник без вопросов открыл нам ворота и нам не пришлось вести с ним никаких бесед. Виталик нас радушно встретил и уже начал волноваться, а через час мы уже были в бане и попивали портвейн после сложного сплавного дня.

Сплав по Чёрной мне очень понравился, в меру сложный динамичный и продолжительный, конечно хотелось бы побольше воды, но не на много. Мы затратили на прохождение восемь с половиной часов, учитывая длинный перерыв в катании и начало сезона очень неплохо. Думаю второй раз нам бы нужно было на полтора-два часа меньше. Сильных уборок не было, ребята по разику отстрелись после заклинивания лодки в камнях. В общем ощущение настоящего открытия нового сезона было прекрасным. Я раньше по рекам такого характера не плавал. Ежё очень понравились скалы в каньонах было ощущение, что ты не в Крыму, а в Сибири.

Вода в Большом каньоне прибывала очень медленно, поэтому оставшиеся пару дней мы потратили на трекинг по Большому каньону, окрестностям Соколиного и экскурсию в Севастополь. Заехали на завод Инкерман, закупились Крымским вином и выехали домой. Количество бутылок вина, разрешённого для ввоза в Россию, превышало у нас в несколько раз на брата, поэтому мы предварительно распихали всё в сплавные гермы и они стали неподъёмные! На границу мы прибыли ранним утром и прошли её за полчаса, по традиции отдав 300 рублей украинским таможенникам! Очередь в Украину в 6 утра по-московскому времени уже была огромной. По дороге встретили три машины с каякерами. Вечером в субботу благополучно вернулись домой.

Мне это поездка, даже не смотря на то что проехали всего одну реку, очень понравилась. Мы изучили весь Крым, проехали отличную реку, погуляли по горам, попили вкуснейшего Крымского вина.

Спасибо моим товарищам, у нас была отличная компания и на берегу и на воде. Я думаю через несколько лет мы ещё раз приедем уже большей командой, пройдём оставшиеся реки и откроем что-нибудь новое! Ждите видео-фильм!

Участники путешествия: Орлов Михаил, Конюхов Игорь, Стовбур Роман.