Северная Карелия и юг Кольского - полная версия.


Написал много букв.

 

Предисловие.

Эту поездку я очень давно планировал, мне очень хотелось посетить этот регион, я был не раз на Кутсе, но она не была целью, очень хотелось проехать короткие реки с интересными порогами и северной природой, а отчёты ребят из Агенства Венгрова только подогревали интерес.  Я прочитал кучу разных отчётов и рассказов, просмотрел фото и видео имеющиеся в интернете, изучил всевозможные карты, хотелось придумать оптимальный маршрут и для сплава  и для отдыха. Команда всё как-то не набиралась и вот зимой этого года я предложил своим друзьям поехать в этот регион и увидел положительную реакцию, после этого я понял, что поездка состоится и началась подготовка!

Подготовка.

Когда в наших краях началась весна и мы уже съездили в Крым, началась активная подготовка, как водится народ отваливался, но костяк из 5 каякеров всегда оставался, с родеобасом ничего не получилось и решили ехать на своих машинах. Я написал всякие бумажки чиновникам, чтоб нас пустили на Кутсу если мы туда доедем, так же договорился с человеком с сайта Voinitsa.ru, который в последствии переправил нас в фирму «ВелТ-Карельские путешествия» и нам за символическую плату сделали пропуска в приграничную зону где текут реки Куржма и Войница. В пятницу 1 июня я уехал на Зелёный тазик ставить слаломную трассу, нас было 10 человек и три машины, а вечером когда приехал домой 9 человек и две машины!

Команда:

Орлов Михаил, Ручьёв Артём, Слепнёв Даниил, Стовбур Роман, Конюхов Игорь, Конюхов Тимофей, Молокова Наталья, Тарабарина Ольга, Грек Андрей.

Программа  была такая: Куржма - Войница - Таванга низ - Таванга верх – Колвица – Кутсайоки.

Правда выполнить мы её не смогли и до Кутсы не доехали, в остальном всё прошло по плану.

 

День нулевой. 3 июня.

Так получилось, что половина нашей команды уехали на тазик 1 июня и в город им уже было не нужно, а второй половине напротив, в  общем в 6 часов вечера все были в сборе на поляне Зелёного тазика, помогли собрать организаторский лагерь. В этот день у Стовбура был день рожденья и половина команды активно отмечало это событие. Загрузили Субарики под завязку и тронулись! Когда выезжали с Таза Артём черпанул где-то днищем, на трассе мы из другой машины углядели, что по днищу что-то болтается, оказалось слетел с передних креплений пыльник картера, пришлось его оторвать совсем.

День первый. 4 июня.

Очень долго шёл дождь и только на подъезде к Кеми начало прояснятся. После поворота на Калевалу началась обещанная по отчётам дорого с карельскими пеньками проросшими через асфальт. Потом началась грунтовка. В Калевале заехали в отель ВелТ где нам отдали наши пропуска на Войницу. По дороге в Войницу у Гарика проснулся водительский азарт и он шпарил по грунтовке 80-90, Артём же наоборот ехал медленно т.к. постукивал амортизатор, поэтому мы часто останавливались и ждали друзей. Ещё мы на этой дороге увидели медведя, он увидев нашу машину быстро свалил в лес. Стоянку на Куржме нашли не сразу, у второго моста от д.Войница места нет, у ручья между мостами нам тоже было мало места, поэтому встали прямо у дороги где-то в километре от ручья выше по дороге, до реки через бурелом метров триста. Ометили прибытие, ехали мы чуть больше суток!

День второй. 5 июня. Куржма.

Утром на с разбудили пограничники, народ начал было подниматься, но когда я показал им наши бумажки они тут же откланились и уехали и мы продолжили спать.

Встали часа в два собрали шмотки и отправились сплавляться. Лоция обещала нам несколько интересных порогов. Сначала продирались через бурелом к реке, потом минут двадцать плыли по ровной воде и шиверам и вот он и первый порог! Прямой желоб с небольшим сливом вначале, потом метром тридцать фона и заканчивается всё сливом около двух метров в чашку. Посмотрели и я с Гариком поехал всё мягко и пушисто! Артём начал бояться, проехал всё до основного слива, а сам слив занёс, оставшиеся парни удачно всё проехали, я занёс лодку прыгнул выходной слив второй раз. . Следующий порог начинался сразу за чашкой слива, смотреть его не стали, порог оказался интересным, было пару сливов высотой с метр, но смотреть там было нечего, расход воды в реке не большой и вода не мощная.

После этого порога  прошли несколько шивер и увидели мост, от моста полчаса гребли до последнего порога на реке, где нас ждали наши неплавающие друзья , по пути до него было несколько порожков, а так в основном гладкая гребля.

Последний порог под названием Калива мы посмотрели, т.к. торчало куча острых камней, не смотря на это все проехали по-разному.

Сплав по Куржме с просмотрами фото и видео занял у нас чуть меньше 3х часов.Привязали лодки и поехали на Войницу. Ехать примерно час, после второго моста  через Куржму от д.Войница поворот направо  снова переезжаем Куржму, дальше держимся левых поворотов на развилках и доезжаем до калючки, мы правда съездили посмотрели смытый мост через Войницу на выходе из озеро Коко, едем вдоль колючки после моста через Войницу примерно в километре на озере отличная стоянка, прибыли мы туда уже после 10 вечера, правда вечером назвать это сложно!

День третий. 6 июня. Войница.

Сегодня с нами плывут девчонки, а значит нужно собирать катамаран. Встали не рано пока перегоняли одну машину на финиш, пока то пока сё, вышли короче в пятом часу. Надо отдельно сказать о времени, поскольку не темнело вообще, а кое-где и солнце не заходило вопрос о времени суток был у нас условный, когда встали тогда и утро - обычно это было к обеду, когда легли спать тогда и ночь. Переплыли озеро, у моста мы должны высадить Тимошу, он с Андрюхой дождётся нас на финише, он долго не хотел отпускать маму сплавляться, но был усажен в машину с Андрюхой и отправлен ждать.

До первого порога от моста плыть минут двадцать. Порог «Коко» метров триста длинной, в начале слив метра полтора, дальше слалом между камней с невысокими сливами. Слив прыгнули по слайду у правого берега, а дальше ехали кто как. Мы с Гариком зачалились после слива и он проехал с Наташкой на катамаране. Артём слив занёс, на оставшуюся часть собрался духом и нормально проехал, Стовбур долго метался то обнести слив то идти, лень всё ж победила, нести лодку тяжелее чем плыть на ней, и он нормально проехал порог кильнувшись на выходе. Гарик тоже поимел киль в середине порога, но очень бодро встал.

Лоция советовала нам сходить от порога «Коко» разведать чалку у водопада, делать этого мы конечно же не стали, плыть до водопада минут пять, места для чалки там полно, не понять что впереди водопад сложно.

Водопад «Куми» очень впечатляющее зрелище, первая ступень вертикальный водопад метров семь, дальше вода с бешенной скоростью рушится вниз по треку теряя ещё метров семь высоты! Когда я смотрел в CH2-CH2  как его проходили он казался другим, в реальности намного сложнее! Мы быстренько обнесли водопад, сфоткались во всех ракурсах!

Следующий порог на реке «Тайвал», река разливается на три протоки. Правая самая интерсная, мы её посмотрели, но не поехали, смутило что в конце был риск приехать в каменную стенку. Центральная слайд длинной метров пятьдесят и высотой метров 5 где-то. Мы поехали по левой протоке прошли первую часть с наплыва, втору часть решили не ехать было очень много камней и мало воды не стали бить лодки, быстро занесли катамаран и каяки, я же заёс лодку и проехал центральную протоку по слайду, дальше до финиша гребли часа полтора, было пару ничем не примечательных порожков. 

Синий пакетик висел на дереве, куда мы его заранее и повесили. От реки до машин идти метров триста, в начале не большой , но крутой подъём через бурелом, дальше ровно, но по густому лесу. Вытащили и отнесли каяки, дальше нас ждало интреснейшее развлечение, вытаскивание собранного катамарана через бурелом в гору, в общем в четвером , а потом и в пятером мы всё же его дотащили, у машин нас ждал вкуснейший обед приготовленный Андрюхой и уже раздухарившийся Тимоха.

Сплав по Войнице занял у нас пять часов, закончили мы в десятом часу вечера, речка интересная и красивая, порогов три, один из которых водопад.  Всем всё понравилось. У нас закачивались пропуска в погран.зону и мы решили из неё выехать. В Калевалу приехали около двух ночи, заехали на колонку, дальше поехали в сторону Пяозёрского, отъехали несколько километров, свернули влево и встали на ночёвку на озере. Выпили вискарика за очень насыщенный день и повалились спать!

 

День четвёртый. 7 июня. Переезд на Тавангу.

Встали, позавтракали и помчали на Тавангу. Нас ждали 150 километров грунтовки  и конечно же магазин! В Пяозёрском мы заехали аж в три магазина, накупили всякой еды и пива! После Пяозёрского остановились посмотрели водопадик в протоке из озера, он конечно проходим, но нам было лень отвязывать лодки, за ним есть ещё водопад, котрый представляет из себя нагромождение камней, брёвен и немного воды.

Свернули на лево по указателю нац.парк «Панаярви», по дороге видели табличку пограничная зона. Стоянок на Таванге особо нет, мы встали прямо у моста и тусовались под дощатым настилом у реки. Ребята из Агенства Венгрова повернули не доезжая моста метров сто и встали в лесу на лесовозном круге, так что их было вовсе не видно. В этот день мы съездили разведали точку выброски с нижнее секции реки. Поехали в сторону Пяозёрского и повернули во второй поворот налево от моста, дальше проехали немного по лесу, поставили машину и по тропинке дошли до реки, поставили маркер на стрелке Таванги и речки Дьяко, как оказалось нам пришлось совсем не много занести лодки от финиша. Вечером кидали спиннинг прямо с причала и поймали несколько форелек! Пока мы ездили народ успел поднажраться и прибывал в состоянии полной расслабухи.

День пятый. 8 июня. Таванга низ, занос лодок на верх.

Только на Таванге наш график соответсвал общепринятому. Около 12 часов мы уже были на воде, Стовбур сплавляться отказался по причине болезни. Лоция обещала нам несколько интересных шивер и пару порогов. Шиверы начались минут через десять и были довольно бодрые, где-то в середине мы встретили Венгорских ребят, они там чего или кого-то потеряли и просили направлять если кого увидим ниже к ним вверх. Встретили мы ещё двоих одного с лодкой другого.  Шиверы были интерсные и динамичные Артёму очень понравился и он вроде получал фан и не боялся. Первый порог не сложный, ступень-слайд перепадом метра 2, правда метров 10 в реку свалилась ёлка, порог посмотрели, все удачно прошли в ёлку никто не влетел. Ещё не много и выходим смотреть последний порог, река делится на две протоке, основная левая начинается парой бочек а потом слив-горка через кани держаться нужно левее чтоб не врезаться в камни. Когда поехали порог начался проливной дождь, Гарик ехал первым и мы с Данькой слышали характерный звук удара лодки о камни и забрали с ним совсем левее и проехали чисто. Артём порог идти отказался и пожелал проехать по канализации в правой протоке. Я занёс лодку, парни занесли по острову и мы все вместе проехали канализацию, Артёму она очень понравилась. После дождь кончился я проехал основной порог ещё раз и мы начали выброску, которая заняла у нас меньше получаса, мы шили по тропинке, где можно плыли против теченья, добрались до устья Дьяки и нашего пакетика повернули от реки, преодолели небольшой подъём вот она и лесная дорога ещё не много, а вот и машина. Вся эта секция напомнила мне чем-то участок для девочек на Юпшаре в Абхазии. Привязали лодки, водитель переоделся, а мы прыгнули в багажник и поехали в лагерь. По приезду увидели жизнерадостного Стовбура без признаков утренней болезни. У нас было немного времени для обеда и отдыха, перед заносом лодок на верх Таванги на водопады!

Занос лодок на верхнюю секцию реки Таванга от большого завала это милая прогулка часа на три в одну сторону по бурелому и медвежей тропе, в гору с лодкой на плечах или за спиной на трамвайчике, куча бродов, болотин плюс прибавьте иногда идущий дождь. Андрюха из-за не любви к таким прогулкам отказался, ему когда-то тяжело дался треккинг на Гегский водопад в Абхазии в калошах! Стовбур с Артёмом решили занести лодки до порогов и завтра с нами сплавиться от конца порогов. Девчонки взяли перекус и мы отправились. Тропа идёт прямо от лагеря, сначала это старая сильно заболоченная лесовозная дорога, идти в принципе можно по любому ответвлению они всё равно потом все сходятся и выходят на берег реки откуда видно Дубненский каскад порогов. Далее тропа идёт по берегу реки и выходит к последнему порогу-водопаду Дубнеского каскада, который вроде называется «Академик Флёров».

До этого места тропа  идёт по самой кромке берега у воды, на очередном шаге я не удержался на ногах и свалился в воду и дальше шёл уже весь мокрый, благо что одел я неопреновые ботинки и хотя бы ноги были в тепле. На пороге-водопаде мы встретили венгоровских ребят, они уже возвращались назад, советовали подняться в гору и идти по скальной полке, что мы и сделали. С высоты стало видно характер реки, это реальное ущелье пороги идут друг за другом с короткими прогонами. Сегодня мы ничего не смотрели. Вскоре Артём с Тимохой пошли к реке ловить рыбу, было это у водопада «Саров», мы же преодолели не хилый спуск к ручью и следовавший за ним подъём, народ уже начал уставать и когда мы упёрлись в очередную болотину оставили девчонок со Стовбуром и дальше пошли втроём. Ещё не много и мы увидели нашу цель - водопад «Конец света». Водопад представляет собой две ступени, первая высотой метров пять, вторая метр. Осмотрели водопад , привязали лодки к дереву и отправились назад, отложив решение о прохождение водопада до завтра, но каждый из нас я думаю где-то глубоко в себе его уже принял. Добрались до своих немного перекусили и выпили, и снова пошли, а тут и Артём с Тимохой подключились, поймали хариуса. Назад мы шли по самому верху, от туда открывались потрясающие виды на Пяозеро и долину Таванги с её водопадами. Вернувшись в лагерь занялись сушкой промокших вещей и завалились спать. Прогулка на верх Таванги в оба конца заняла у нас пять часов.

День шестой. 9 июня. Таванга верх и низ.

Этот день был самым интересным и сложным в плане сплава за всю поездку. Вышли к лодкам около 11 часов, вскоре догнали вергровских, вчера мы с ними сговорились сплавляться  вместе нам это было очень на руку т.к. половина из них были уже на Таванге, если мы сплавлялись бы одни потратили бы в два раза больше времени точно. Стовбур и Артём дошли до водопада «Саров» и остались ждать нас. Примерно в 12 с небольшим  все были на водопаде «Конец света». Подготовка к прыжку была какая-то будничная, все пришли одели свои шмотки, подрегулировали лодки, совсем чуть-чуть взглянули на водопад и начали прыгать. Я был третьим, первый прыжок был удачный и всех обнадёжил, но вот второй участник ударился носом лодки в дно чаши водопада, сильно замял нос лодки и народ напрягся, надо было принимать решение, я  решил, что у меня всё получится и намеревался забуфить. И вот сел в лодку, побрызгал лицо водичкой, с берега мне указывали веслом место в которое нужно плыть, разогнался, отклонился назад потом вперёд и уже был внизу за водопадом. У меня всё получилось как и хотел. Дальше уже веселее и без эксцессов прыгали водопад оставшиеся желающие. Гарик не смог сделать буф и полетел штопором, но видимо вес у него не большой и до дна он не достал, Данька решил что для первого раза крутова-то и водопад занёс.

Дальше мы ехали без  просмотров, название порогов я не помню, все было достаточно интересно и бодро, в каком из порогов после слива около 2х метров я и кильнуться успел. Зачалились для просмотра перед заходным порогом водопада «Саров».

Водопад представляет собой сляйд-горку со ступеньками уклоном градусов 45 и высотой метров 6. Народ начал прохождение, кто-то занёс заходной порог, я проехал заходной порог по канализации, зачалился перед водопадом и поехал водопад, сложного ничего не было надо было только чётко держать лодку, чтоб её не развернуло. Данька хотел было занести, но смотря как все весело едут, пересилил себя и так же весело его проехал. Дальше было три или четыре порога до заключительного, один из которых посмотрели. Эти пороги представляли собой сужение русла, в отдельных местах до пары метров, разгонную шиверу и в конце слив высотой от метра до 2х. В каком-то из порогов Данька перевернулся и  разодрал себе руки. Заключительный порог верхней секции реки Таванга выглядел внушительно, общий перепад метров пять на  тридцать длинны, в начале метрой слив с хорошей бочкой далее ещё бочка и завершается всё сливом через всю реку высотой около 3,5 метров. Нормальный заход в последний порог «Академик Флёров» был перегорожен бревном, попытались было его сдвинуть, вышло совсем чуть-чуть. Линия движения по центру через бочку казалась всем не очень безопасной, в результате полностью порог прошёл один участник прыгнув через камень рядом с бревном. Данька и кто-то ещё занесли, остальные проехали основной слив, стартовав из улова под бревном.

На этом пороги закончились, Стовбур с Артёмом присоединились к нам и мы доплыли по шиверам до лагеря, парни решили вдвоём проехать нижнюю секцию и уплыли. Тем временем мы делились впечатлениями о сплаве с нашей береговой поддержкой и начали собираться, нас ждал переезд за полярный круг на реку Колвица. Москвичи собрались быстрее нас, мы поблагодарили их за сплав, и они уехали на Войницу.

                Река Таванга была в этом путешествии ключевой и самой сложной, верхняя секция при хорошем уровне участников и минимуме просмотров занимает часа три. В результате мы прошли все пороги занеся только заходную часть в последнем пороге, ну и ещё кто-то что-то занёс.

                Парни без особых приключений прошли нижнюю секцию и мы отправились на Колвицу, 300 километров из которых около 200 по грунтовке. В Пяозёрском завалились в магазин и  на покупали кучу всего в дорогу. В Полярном круге заехали в кафешку и смотрели там футбол. В Кандалакше были около часу ночи и ещё примерно через час на берегу Колвицы, солнце в этот день не заходило вообще.

                День седьмой. 10 июня. Колвица.

                Проснулись после обеда, на реку вышли часов в пять, Стовбур сплавляться отказался сославшись на болезнь, вечером даже предъявил мне справку от нашей медсестры Тарабариной с диагнозом «острое алкагольно-простудное заболевание» и назначением палаточный режим и С2Н5ОН 3 раза в день. Как мы поняли по лоции мы стояли на пороге «Кривой» откуда и начали сплав. Проехали несколько порогов, все они были очень похожи – валы и не большие бочки, вообще Колвица намного полноводнее всех уже пройденных нами рек в этом путешествии. После очередной шиверы-порога, слева впадает ручей Белый. Я  и Артём сразу понесли лодки вверх по ручью, остальные решили посмотреть. Воды в ручье было уже мало, Артём оставил лодку метров через сто,  я занёс до водопада и сплавился, пару раз застряв в камнях, если сюда налить воды то будет очень бодрый сплав без уловов, с постоянным уклоном и на вставлять может не хило. Ещё немного вот  и порог Белый, в начале бочку почти через всю реку далее слив по плите и выкат, выглядит интересно, но не сложно, решили ехать сначала справа потом в  центр.  Проезжаем с Данькой и идём менять парней на страховке и съёмке.  Ребята едут, Гарик забирает правее и пробивает бочку, Артём в самом не подходящем месте переворачивается вылезает из лодки и мы ловим его морковкой. Я прыгаю в каяк помогаю Гарику поймать Артёмову лодку и весло. Когда возвращаюсь Артём с Данькой уже сидят в лагере у катамаранщиков, они говорят что вправили ему плечо, я сомневаюсь т.к. он нормально двигает рукой и даже может её поднять, на каске след от удара, в этом месте не далеко до дороги, поэтому оставляем Артёма он пойдёт к дороге, мы  сплавляемся дальше, на финише нас ждут.

Порог Чёрный длинный, череда  валов и бочек и заканчивается всё водопадом, где лежат брёвна и железки, нужно перед водопадом уехать влево и зачалиться в левой протоке с права. Долго смотрим ребята решают занести. Я решил проехать, всё оказывается мягко и пушисто. Чалюсь где нужно смотрю водопад, воды в нём уже мало, поэтому заношу, дальше плывём все вместе и впадем в Белое море, тут нас уже давно ждут. Пока грузимся, спрашиваем своих почему не купили рыбы?,  говорят что тут одна сикилявка, и тут же выходят из-за машины мужики и несут две сёмги килограмм по пять. На дороге подобрали Артёма, он уже начал замерзать. В лагере стянули с него сплавные шмотки, весь бицепс синий сзади на рёбрах ссадина, шея болит.

Поехали в  троём  я, Андрюха и Артём больницу в Кандалакше, это вообще заслуживает отдельного рассказа, короче сделали ему снимки, пощупали, сказали что симулянт и ничего страшного, замотали шею бинтом типа воротник сделали, дали бумажек сказали долечишься дома и играй в шахматы. Мы на радостях накупили пива и поехали к своим, сегодня у нас была королевская белая ночь, на поляне мы нашли уже порядком не трезвый и весёлый народ. Остаток вечера болтали кто о чём и делились впечатлениями. Всё оказалось не так хорошо и уже дома врачи сказали, что разорвана грудная мышца, сделали операцию и теперь предстоит долгое восстановление. Это был последний сплавной день и завтра мы уезжали домой.

 

                День восьмой и девятый. 11-12 июня. Дорога домой.

                После обеда выехали, заехали на море и пофоткались, дальше ничего примечательного не было, дорога в основном хорошая, плохих кусков не много. К вечеру 12 числа были уже в Твери. Выпиои шампанского за окончание и разъехались по домам.

                Итоги: Регион очень интересный. Лучше закладывать дополнительный день на переезды. Занос на Тавангу тяжёлый, но он того стоит. Комаров не было вообще. Природа просто супер. В общем есть огромное желание съездить ещё раз и даже ещё севернее, ведь там ещё есть много рек! Артёму скорейшего выздоровления!

 

Орлов Михаил

Tver Kayaking team

Июль 2012

Первая серия фильма о

Первая серия фильма о путешествии тут: http://tvertop.ru/blog/stovbur/film-kareliya-uniseks-1-seriya-muzhskaya.html