Каякинг в Шри-Ланке: впечатления и особенности


 

Введение, предыстория

В первый раз я собрался покататься на каяке на реках острова Цейлон достаточно спонтанно. После нашего замечательного путешествия в Грузию в октябре 2012 года мне очень хотелось еще поплавать на каяке, но у нас сезон был уже закончен. И все немногочисленные тверские каякеры на мои предложения съездить зимой (например, на новый год) туда, где тепло и можно кататься на лодках, ответили отказом – кто-то уже накатался до весны, кто-то уже думал о горных лыжах и разных там сноубордах. В общем, из тверских товарищей компанию составить мне никто не захотел. И я уже было расстроился, что в который раз проведу новый год дома, в снегах. И тут я вспомнил, что Алекс Корчмарь что-то подобное «тропическое» и интересное предлагал, и я ему написал. Алекс незамедлительно ответил, что едет в Шри-ланку в начале декабря и в начале марта, и что можно присоединиться. В декабре я не мог, а в марте мог, и сразу же купил билеты на март. Так я в первый раз попал на этот чудесный остров с теплой водой в реках с разнообразными порогами, добрыми местными жителями, океаном… Я пишу «в первый», потому что в этот же год я успел там побывать и во второй раз. И, я надеюсь, мне удастся туда попасть туда еще в ближайшем будущем. В общем, мне там понравилось, о чем я вам, дорогие читатели, и хочу рассказать.
Данное описание составлено по материалам и впечатлениям сразу от двух наших поездок в Шри-Ланку и содержит сведения о реках острова, особенностях сплава. Особое внимание в данном рассказе уделено тому, чем можно заняться в Шри-Ланке друзьям каякеров, которые не катаются, а таких вариантов, поверьте, в Шри-Ланке очень много.

Для начала надо, наверное, сформулировать основные плюсы Шри-Ланки для каякеров.
1) Во-первых, кататься можно поздней осенью, зимой и ранней весной, когда у нас в России совсем не сезон, а там как раз с ноября по март все работает. Реки работают и в другие месяцы – но зачем летом лететь в Шри-Ланку, когда летом, можно дешевле съездить, например, в Норвегию, на Алтай или в Грузию.
2) Теплая вода в реках – кто уже чувствовал на себе разницу – тот поймет сразу о чем я. Кататься гораздо комфортнее и приятнее. Более того, с ноября по март, так называемый сухой сезон, то есть, дождей либо будет мало, либо вообще не будет. Хотя, в любом случае, дождь в тропиках – это не так дискомфортно, как дождь у нас в России.
3) В Шри-Ланке будет интересно вашим друзьям, которые не катаются на каяках. Поездка в Шри-Ланку это не суровый таёжный поход с комарами и палатками, поэтому можно взять с собой неприспособленных к сложным условиям жену, подругу, друзей, не совсем маленьких детей и т.д. Жить там предстоит не в палатках, а во вполне комфортных номерах, связь есть практически везде, кушать можно в ресторанчиках и многочисленных кафе, стоит все по нашим российским меркам недорого. А развлечений и интересных занятий для не катающихся друзей там найдется не меньше, чем для вас на речках. Этот плюс немного расписан ниже.
4) Финансовая сторона вопроса – грамотно спланированная поездка в Шри-Ланку с каяком может получиться ощутимо дешевле, чем путешествие в аналогичную по удаленности и климату страну с горами, океанским побережьем и хоть немного разведанными реками. Например. А билет на самолет из Москвы до Коломбо и обратно стоил в 2013 году 21 тысячу рублей, причем лодку авиакомпании Emirates или Qatar берут без каких-либо доплат (допустимый вес багажа – 30-40 кг.).
Ну а теперь расскажем  поподробнее о реках Шри-Ланки и ее плюсах.

Реки Шри-Ланки, общие особенности
Как уже было написано, вода в реках теплая, поэтому плавать не холодно в шортах и в футболке. Но, я сухую куртку всё равно одевал. Во-первых, дополнительная защита при ударе о камни (почти на всех реках есть, где удариться), во-вторых, некоторая защита от местных насекомых и пиявок. По расходу есть реки и крикинговые (Горохойя, Ситувака, притоки Келани), а есть и с достаточно большим расходом (Келани, Махавели, Котмале-Ойя). По характеру препятствий тоже есть варианты -  есть эффектные сливы и водопады, есть не короткие препятствия слаломного типа с бочками, валами и прижимами. Основная, не очень удобная особенность всех ланкийских рек заключается в том, что в любую реку далеко не везде можно легко залезть и далеко не везде можно легко вылезти с реки на дорогу. Точнее даже было бы написать, что спуститься к точке старта на реке или вылезти с реки, при этом не продираясь через сплошные джунгли высотой 2-3 метра, можно только в определенных местах и этих мест мало, очень мало или вообще нет (зависит от реки, и именно поэтому много потенциально сплавных рек в Шри-Ланке еще совсем не разведаны и еще можно успеть вписать своё имя в историю первопрохождений!). «Прогулка» по джунглям конечно возможна, но она сложна и опасна, и как минимум чревата знакомству с пиявками (причем знакомство может состояться через несколько часов после того, как пиявка с вами уже войдет в контакт, например, в душе в номере гостиницы). Даже на «домашней» реке Келани, на рафтинговой секции для туристов, выходов с реки мало. Поэтому стреляться, а уж тем более далеко упускать лодку, нежелательно. Но сплавные участки на известных реках недлинные и есть несколько тщательно разведанных рек, по которым регулярно катаются каякеры и кое-где рафтеры. Соответственно, катамаранщикам тоже есть, где покататься, вариантов конечно у них будет меньше, но программу активного интересного сплава дней на 7 придумать можно. По уровню сложности, по оценкам других каякеров, кто там был, сплавные участки рек в Шри-Ланке бывают от несложного класса 3 вплоть до класса 5. Многое зависит от уровня воды, который в реках Шри-Ланки может колебаться очень сильно и серьезно влияет на сложность и даже на характер препятствий на реке в целом. У нас в первой половине марта воды было мало, дождь был один раз, пороги были проще. В ноябре, после сезона дождей, воды было больше, на реке Келани пороги стали сложнее, стало интересно кататься по реке Ситувака – при этом дожди были, но совсем немного только 2-3 раза за неделю в джунглях, но активно сверкали и иногда гремели молнии в соседних долинах. Насколько я понял, дожди могут пойти в середине туристического сезона, то есть и в декабре и в январе, соответственно могут быть резкие подъемы воды, что, несомненно, усложнит препятствия. Но некоторые небольшие притоки крупных рек наоборот доступны для сплава только в сезон дождей или сразу после сезона дождей, но там по рассказам местных каякеров класс 4-5. Сезон дождей в центральной и западной Шри-Ланке длится с апреля по октябрь.

Реки Шри-Ланки, на которых я был
Келани
Самая доступная, немаленькая, так называемая «домашняя» река. «Домашняя», потому что жилье находиться как раз в конце рафтинговой секции – «Цейлон Адвенче». Единственная река в Шри-Ланке, на которой работает коммерческий рафтинг, поэтому нормальные входы и выходы есть на всех секциях. Река может быть интересна как для каякеров, так и для катамаранщиков.
На реке есть три секции:
1. Верхняя Келани (класс 3+, 4) – участок примерно на 30 минут, с двумя интересными порогами и еще несколькими препятствиями попроще.
2. Рафтинговый участок (класс 3, 3+) – сразу после верхнего участка, где-то на 15-20 минут, приплываем в место жительства. Интересных три порога, еще три попроще.
3. Нижняя Келани – тут я не катался, тоже есть пороги, но интересно кататься только в большую воду. В среднюю и малую воду туда возят кататься туристов на надувных лодках.
По верхнему и рафтинговому участкам можно кататься по несколько раз за день, вспоминая забытые навыки и тренируюсь перед более сложными и менее доступными реками. Почти во всех ключевых порогах есть основные и более простые линии. Но с воды с первого раза однозначно линию прохождения увидеть сложно, осмотр тоже осложнен джунглями и их обитателями, поэтому проще плыть с теми, кто уже был на реке. Большинство порогов представляют собой локальные нагромождения крупных камней и каменных глыб, между которыми течет вода, образуя бочки, сливы, валы и прижимы. Между порогами совсем несложные шиверы, участки быстротока или спокойной воды
Как я уже писал, многое зависит от уровня воды. Например, в марте по низкой воде первый серьезный порог на верхнем участке Келани для нас никаких проблем не составлял. Катались там несколько раз, шли все время сходу. Даже ни одного киля там не было. Но в ноябре вода была выше, и препятствие заметно усложнилось. Мы, втроем, по привычке, поехали по основной линии. В итоге, один каякер очень неприятно убрался и сломал весло, я крутил родео во второй бочке, а Алекс немного в третьей (с подъемом уровня воды вместо валов и небольших бочечек, там образовались три приличные бочки, как раз на основной линии). Когда мы поехали этот участок через день уже вдвоем (третий каякер так и не решился туда снова лезть после уборки), то Алекс предусмотрительно поручил нашему верному ланкийскому водителю Сумиту приобрести в местном хозмаге мачете, которое Алекс взял с собой в каяк. Мы зачалились перед порогом, и с помощью мачете продрались сквозь стену джунглей и провели детальный осмотр порога, и выяснили, что есть тоже непростая, но не такая криминальная вторая линия, по которой можно этот порог проехать, не попадая в злые бочки, что нам успешно удалось осуществить.

На фото ниже один из ключевых порогов верхней Келани, где мы все в ноябре покувыркались. Основная линия идет вдоль противоположного берега. В малую воду идется без проблем, а в среднюю и большую там три подряд мощных бочки, меня долго не хотела отпускать вторая, а Алекса разок перевернуло в третьей. Третий участник, Алексей, зачем то перевернулся еще до начала основной части порога и вниз головой уплыл не в основную линию справа, а центр - в каменный сад, куда совсем не надо было. 

 

Весло у Алексея надломилось (но не сломалось) еще в предудыщем пороге (на фото сверху), а окончательно сломалось пополам, когда он проходил уже следующий не менее сложный порог. В результате, больше половины порога и еще парочку шивер после него Алексей прошел с одной лопаткой и успешно сам зачалился, чтобы достать запаску.

Основные плюсы реки Келани, в том, что там можно кататься практически в любой уровень воды, выбирать участки по уровню сложности и все это рядом с местом базирования.
Думаю, имеет смысл также процитировать основные моменты из описания этой реки Алекса Корчмаря:
«Келани - ну тут все просто, на ней и живем, в CeylonAdventure. Точка верхнего старта - по дороге вверх, на перекрестке по указателю на Канди направо, мимо ГЭС, через мост (сперва притока, потом основной реки) и чуть дальше. Дорожка начинается между последней и предпоследней в ряду сараюхами, через 50 метров вправо от нее отходит тропа через мостик и далее еще раз вправо, пока не выйдешь к домику. Обойти участок нельзя, так и идти вдоль домика слева, и дальше в чайные кусты и вниз - ошибиться сложно. Старт из под порога виденного с моста, не идется, потому что туда не подойти.
Сразу от старта - мелководный перекат, впритык слева к берегу. Следом два простых порожка - "Слаломный" и "Троллейбус", опознается по огромной глыбе поперек реки. Прямо за ним через 30 м лужи следующий - первый из трех непростых на верхнем участке, линия горизонта и все такое. Если ехать прямо-пасередине, приезжаешь в необъезжаемый обливняк, или в огромный котел, от воды зависит. Правильный вроде бы вариант - ломиться после большого слива к правому берегу.
Второй порог-порог - занимательный слив, в который надо заехать примерно в центре не перпендикулярно, а носом в левый берег - дальше все будет безобидно. Третий - стремная каменная мусорка. Сравнительно чистый проход - заход в правой трети русла, немедленный уход под правый берег как только его становится видно, в малую воду обязятельно резко свернуть за огромным камнем еще раз вправо, иначе есть шанс вмертвую запиниться в очень неприятном сливе, дальше вдоль этого берега более-менее все просто, но в конце крайне желательно сместиться левее - сразу за тем что кажется концом порога - здоровенная бочка через всю реку, после нее - прижим с подсосом под "троллейбус" справа, поэтому и желательно пробить бочку подальше от троллейбуса (но, замечу, в центре она мощнее). За троллейбусом вторая ступень - сама по себе несложная.
Следующий порог уже начало рафтинговой секции, но на рафтах его ходят редко. Обычный старт рафтинга ниже него. Прямо, но в конце есть фокусы. Ниже - два порога с неширокими проходами ближе к правому берегу, видны когда уже в них уткнешься, еще несколько несложных порожков, время насторожиться когда далеко впереди справа видны какие-то хибары, река растекается широко, слегка подсобираясь напротив хибар. Полутораметровая ступень через все русло, с подсосом и единственным более-менее чистым проходом впритык к камню правого берега (видимо, бывшей опоре бывшего моста), который надо забуфить, если неохота завариться. Если неохота буфить - под левым берегом есть кривой слайд, в малую воду недоступен, в большую опаснее слива.
Следующий существенный порог - под ныне существующим пешеходным мостом. Если не ехать его в правой трети русла, есть шанс познакомиться с большой гостеприимной бочкой по центру, ниже того что кажется его концом.
В ста метрах ниже - кривой слив, в котором не надо выпендриваться - все кто пытались его буфануть, а не объехать, задерживались намного дольше чем собирались. На этом пороги можно считать закончившимися, кроме пары удобных для серфа валов. После ресторации на уровне воды на правом берегу - держаться правой протоки, а то есть шанс уплыть к крокодилам вместо базы ЦейлонАдвенча…»
(http://whitewater.e-moe.at/SriLanka/)

Ситивака (или Ситувака)
Река больше подвержена колебаниям воды, нежели Келани. То есть, если дождей совсем нет – то воды в Ситиваке скорее всего будет совсем мало. Так у нас и случилось в марте. В результате, на каких-то порогах мы конечно покатались, но добрую половину интересных порогов либо проскреблись, либо занесли из-за того, что ехать было совсем негде.
Но, в ноябре, воды было в самый раз – не слишком много, и не мало. В результате, удачно проехали и заходной порог и многочисленные пороги и дропы на всем протяжении сплавного участка. Основной минус реки – до сплавной секции надо грести около часа. Но долина красивая, цивилизацией прибрежные территории практически не затронуты, по берегам можно наблюдать каучуковые плантации, улыбающихся молодых добытчиков (руками, без всякой техники, со дна реки) песка и разных диких птиц. На сплавной секции пороги идут друг за другом, без длинных плесов и прогонов. Ситувака мне показалась не такой мощной, и более простой (может из-за меньшего расхода воды), чем Келани, но интересных порогов там больше чем на Келани и сплавной участок протяженнее. Туристов и на старте и на финише вообще нет, поэтому сплав по Ситуваке позволяет познакомиться с настоящей аутентичной Шри-Ланкой – местные жители приветливые и гостеприимные. В ноябре, когда мы только вылезли в точке финиша с реки и стали выбираться на дорогу – местные парни собирали кокосы и выдали нам по кусочку кокоса. Когда мы попробовали и одобрительно покивали, один из парней не поленился – сорвал целый свежий кокос, очистил его своим мачете, отрубил верхушку и презентовал нам с Алексом – было очень трогательно и вкусно – только сорванный кокос после нескольких часов сплава был намного вкуснее тех, что продают в туристических районах. А пока мы тогда же ждали нашего заблудившегося водителя – местная женщина пригласила нас к себе на веранду, напоила водой и накормила очень интересным блюдом из свежего кокоса и какого-то вареного корнеплода немного похожего на нашу картошку – было тоже очень приятно и вкусно. В большую воду река может быть доступна для катамаранщиков, но будет как минимум 2 обноса и много просмотров.


Алекс пишет про Ситуваку так:
«Старт огорчает 40-60 минутной греблей по совершенно стоячей воде. Сразу по исчерпании которой видны огромные камни и линия горизонта. Смотреть справа, хотя бы начало - в большую воду обязательно.
Ехать в правую треть русла (если вместо нее у вас гора камней - вода низкая, можно ничего не смотреть), по языку, дальше возможны варианты, оба чреваты знакомством с сифонами, я предпочел правую канализацию (заход строго из улова под правым берегом, а не "пасередине" - нужно иметь скорость влево и закинуть нос на отбойник). Дальше цепь разных бочек, в конце - плес, за ним пара несложных шиверок.
Следующая линия горизонта - маргинально-проходимый порог, можно даже не тратить время на осмотр, а сразу щемиться в щели направо, в болото, чем дальше направо, тем безопаснее. Попытка свалиться в основное русло в середине - чревата, и не говорите что вас не предупреждали. Ниже еще один забавный порожек, выбирайте любое русло из трех, кроме самого правого. Туда тоже можно, но там камень. Левое наиболее пологое, можно ехать сходу.
Дальше все едется с ходу, кроме большого водопада - линия горизонта, посередине реки растет из воды куст, на который с некоторым трудом можно вскарабкаться. И ничего толком с него не увидеть, потому что у водопада две ступени. Чикен-лайн справа, сперва кривые маловодные сливы выбирают первую ступень, потом со второй надо все же прыгать вслепую, но воды там мало, нестрашно. Героям - сперва совсем налево, по треку, потом насколько можно успеть - назад к центру и прыжок в отбойник, если получается закинуть на него лодку - следующие два метра летишь чистым буфом, если не получается или попал мимо - добро пожаловать в ад.
Через 50 метров вторая ступень, пониже, не знаю где ее правильно ехать.
Дальше еще пара километров простой воды (осторожно в малую воду - адовы сифоны!) , заканчивающейся заключительным аккордом - поджатым стенками порогом с мощными сливами и перемешанной водой. Идется греблей вперед. Порог короткий, за ним просматривается явное озеро.
Сразу за ним река река мерзкой отмелью поворачивает направо и видны лодки местных - сплавной участок кончился. Вылезать либо на мост (вроде лучше слева), либо за 400 метров до моста на левый берег в устье ручейка, там добытчики песка прокопали себе съезд, соответственно, нет травы стеной и пиявок в ней.»
  (http://whitewater.e-moe.at/SriLanka/)

Горохойя
Горохойя – наименее разведанная река из тех, по которым я катался в Шри-Ланке. Это, настоящая крикинговая река с расходом в районе 3-4 кубов. Река типа пул-дроп. Слайды, сливы, водопады, регулярный слалом между камней. Сплавной участок около 3-4 км., старт и выход – удобные, но сам сплавной участок находиться в глубокой долине-ущелье,  промежуточных выходов из которого мы не увидели, в начале и в конце участка приходиться скрестись – сплошной сад из камней, русло широкое – из-за этого река разливается и кажется, что воды совсем нет. Было два сифона ближе к концу сплавного участка, один прямо такой явный, второй менее заметный, возможно сифоны есть еще.
Мне известно о двух командах каякеров, которые посещали ее до нас. Каты и рафты там точно не пролезут. Английская команда была там в августе в сезон дождей в совсем высокую воду, и позже там был Шишков со своей командой и им тоже удалось поймать хороший уровень. У нас воды было немного меньше чем у Шишкова, но ее было вполне достаточно, чтобы проехать основные препятствия – занесли только явный сифон, слив с бревном и водопад в начале (о водопаде потом пожалели, что не поехали). Конечно, чувствовалось, что еще + 30-40 см не помешают, но вот если бы уровень был бы на метр выше, то все бы стало существенно сложнее и страшнее.

Другие интересные реки Шри-Ланки 
Котмале-Ойя – река класса 5 с очень сложным выходом на старт. В сети есть видео англичан, где проходят в сезон дождей разведанный ключевой участок, с несколькими водопадами подряд. Команда Шишкова так и не добралась до реки через джунгли.
Махавели – самая большая река Шри-Ланки, на реке был Шишков, съемки прохождений  есть у него в фильме. Интересные мощные пороги и несколько стрёмных мест со штуками, похожими на сифоны.
Алекс также был на Махавели и вот что он про нее пишет:
"У нее два неприятных момента - сомнительной проходимости
и весь в сифонах водопад ближе к началу, который в большую воду
может оказаться еще и невозможно обнести - придется прорубаться
сквозь джунгли, и длинный выплыв - примерно как вплыв на Ситиваке,
но не по дикому лесу, а по городской свалке города Канди. По сумме этих
двух причин я туда и не езжу больше.
Пороги - кривые слайды, часто привозящие под плиту или заканчвающиеся
мертвым котлом, пару из них точно нужно обносить, остальное сильно на
любителя"
(http://whitewater.e-moe.at/SriLanka/)

Притоки Келани – крикинговые реки класса 4-5, доступные в сезон дождей или в периоды подъема воды.

Что делать некаякерам? (много интересных вариантов!)
Мы с Алексом оба раза планировали путешествие в Шри-Ланку следующим образом – сначала неделя в джунглях и каякинг, потом неделя на океане в Хиккадуве. Причем оба раза с нами были некатающиеся на каяках друзья, и им тоже все очень понравилось. Причем положительных впечатлений и воспоминаний от времени, проведенного в джунглях на реках, по рассказам наших друзей было больше, чем от времени проведенного на океанском побережье.

Что делать в  джунглях (в Цейлон-Адвенче)
Казалось бы – что делать не катающимся в джунглях? – в ноябре нас было 7 человек, и только трое из них катались на каяках. Несмотря на это, остальные четверо товарищей нисколько не пожалели, что согласились провести неделю в джунглях без океана. Итак, пока все живут в домиках в лагере «Цейлон-Адвенче» и каякеры катаются по рекам – чем заняться их друзьям-некаякерам.
    
1. Рафтинг
На реке Келани проводится коммерческий рафтинг. Рафтинговый участок – это 10-15 минут сплава через тропические джунгли по красивой долине и порогам класса 3-3+. Пороги на рафте не кажутся страшными, за дополнительную плату местные гиды могут перевернуть рафт в одном из двух ключевых порогах. После порогов – прогоны, шансов уплыть без рафта в следующий порог очень очень мало. В конце сплавного участка на спокойной воде все желающие могут искупаться.
    
2. Древняя деревня
Не так далеко от места проживания находятся остатки древнего поселения людей. Как я понял пещерному поселению около 25 тысяч лет. Наши ребята туда ездили – им понравилось.

3. Город Канди: Ботанический сад и Буддийские храмы
В двухчасовой доступности от лагеря «Цейлон Адвенче» находиться один из крупнейших городов центральной Шри-Ланки – Канди. Туристам и путешественникам он интересен, прежде всего, Ботаническим садом и несколькими буддийскими храмами. Буддийские храмы впечатляют, а в ботаническом саду очень много красивых и не знакомых деревьев, цветов и растений. Входы в эти достопримечательности платные, но, поверьте, посетить интересно. Тур получиться на полдня или на день, добраться туда можно на автомобиле, на тук-туке или на рейсовом автобусе.

4. Пик Адама
Находиться в 2-3 часах езды на автомобиле от «Цейлон Адвенче». Единственная «достопримечательность» в Шри-Ланке, за вход на которую не берут деньги. Наверное, потому, что популярна она не только у туристов, но и у местных. Для местных восхождение имеет в первую очередь религиозный смысл, а для туристов – это не только достопримечательность, но и своеобразное испытание себя. Пик Адама – это гора, на вершине который находиться буддийская святыня. Протяженность подъема – около 7 км., набор высоты – около 1 км. Хоть подниматься надо и по ступенькам, я бы не сказал, что это легкая прогулка, но ничего очень сложного в подъеме нет. Начинать подниматься надо ночью, чтобы встретить на вершине рассвет – открывается очень красивый и впечатляющий вид. Я поднимался два раза – в марте и в ноябре – и оба раза на рассвете было очень красиво, но совершенно по разному. Шриланкийцы и буддисты из других стран восходят с декабря по февраль, особенно много народу по выходным и праздникам в декабре и в январе. Подниматься не запрещено в любое время, но до 1 декабря (и, наверное, с 1 апреля) дорога наверх не подсвечивается, буддийский храм на вершине не работает, как и не работают многочисленные торговые лотки по дороге на вершину. Единственное место в Шри-Ланке, где вам понадобятся шапка и теплая одежда (флиска и термобелье), еще желательно взять сменную одежду и дождевик – может пойти дождь. Наверху есть помещение, где можно обсохнуть и согреться.

5. Сигирия
Древняя резиденция местного царя, выдолбленная в одиноко стоящей скале посреди заболоченных джунглей. Широко известная достопримечательность севернее «Цейлон Адвенче». Если ехать из «Цейлон Адвенче», то закладывать надо два дня – дорога туда, ночевка, посещение, переезд обратно. Я там не был – мы оба раза уже очень хотели на океан и поленились туда ехать. Но, по отзывам других товарищей, съездить туда стоит – энергетическое место и большая вероятность увидеть слонов.

6. Другие варианты интересных занятий, во время проживания в "Цейлон Адвенче"
Вариантов много, и тут, сами понимаете, все зависит от ваших предпочтений и фантазии. Для любителей пешего экстрима, я полагаю, будет интересно полазить по джунглям в поисках хороших точек для фотографирования и видеосъемки каякеров на порогах той же реки Келани – это больше относиться к верхней секции реки Келани, где выходов реке действительно мало. На рафтинговом участке Келани к двум ключевым порогам есть хорошо протоптанные тропинки.
Более изощренными вариантами для любителей познакомиться с аутентичным Цейлоном станут этнотрипы – то есть заброски и выброски вместе с каякерами на другие реки помимо Келани. При желании можно разведать новые выходы к порогам реки Ситувака, чтобы каякерам в будущем не грести целый час по ровной воде. Любителей этнографии может также заинтересовать тамильская деревня на финише реки Горохойя. А разведка выхода к сплавным секциям реки Котмале-Ойя станет настоящим пешим экстремальным туризмом по джунглям.
Для тех кто, любит более безопасные приключения будут интересны катание на слонах или посещение музей старых люксовых автомобилей (с правым рулем!) в пяти минутах ходьбы от "Цейлон Адвенче". Также к вашему вниманию многочисленные рестораны и кафешки в долине Келани в районе рафтинговой секции и вечеринки, в самом "Цейлон-Адвенче". Особо ленивым можно тусить прямо на веранде в "Цейлон Адвенче" попивая вкусный чай (или пиво, или портвейн), наслаждаясь кулинарными изысками местного повара и видом с веранды. Вай-фай тоже в "Цейлон Адвенче" есть.

   
       
Что делать на океане
Мы оба раза останавливались в Хиккадуве – сейчас очень популярное место среди серферов, находиться вблизи одноименной рыбацкой деревни на юго-западном побережье Шри-Ланки. Стоимость жилья варьируется от 10$ до 25$ за номер на двоих. Желающие сэкономить., я полагаю, смогут найти варианты еще дешевле. К примеру, за 25$ в ноябре мы даже пожили несколько дней в 2-хместном номере в первой линии с видом на океан и завтраком.   
    
Серфинг на борде и на каяке!
Как я уже писал Хиккадува – это место тусовки серферов. Тут практически весь сезон очень хорошая волна. При желании, можно нанять инструктора и научится кататься на доске. Я попробовал, и все оказалось не так сложно: чтобы понять основы мне хватило часа. Дальше, можно уже без инструктора брать в аренду серф и кататься.
Отдельная тема – серфинг на сплавном каяке. Волны большие – вначале мне было непривычно и страшно, особенно когда не успеваешь оседлать волну и она «схлопывается» с 2-3 метровой высоты прямо перед тобой и крутит тебя 2-3 раза через нос или через корму. Но пары дней активного серфинга на каяке мне хватило, чтобы кататься уже более уверенно. В общем, серфинг на каяке тоже весьма интересное занятие.

 

Другие развлечения на побережье:
Кроме пляжа и серфинга есть очень много вариантов. Можно посетить черепашью ферму – поддержать в руках больших черепах и пофотографироваться с ними. Мы, правда, рассчитывали, что нам еще удаться попробовать черепашьего супа, но не предложили. В местных ресторанчиках можно попробовать разные деликатесы из морепродуктов – лобстеров, крабов, устриц, больших и не очень больших креветок и т.п. Каждый день вечером сразу в нескольких прибрежных кафешках организуются вечеринки. Наш водитель организовал нам экскурсию на местную свалку – там в больших количествах обитают вараны – от небольших (0,5 метра) до огромных – более 2 метров. Для любителей пляжей без волн – можно организовать выезд на тихий уютный пляж Унаватуна, который находится в получасе езды от Хиккадувы. По дороге в Унаватуну можно посетить один из крупнейших портовых городов Шри-Ланки – Галле (15-20 минут от Хиккадувы. В Галле из достопримечательностей есть старая португальская крепость, набережная и старый город с узкими симпатичными улицами. Из Мерисы (около одного часа по дороге из Хиккадувы) каждое утро отправляются экскурсионные корабли, с которых можно посмотреть на китов и дельфинов.

Сафари – Национальный парк Яла
У меня было мнение, что сафари это дорого и скучно. Но в ноябре мы решили попробовать – оказалось, что на самом деле это интересно, недорого и сделать все можно за один день, выехав из Хиккадувы утром и вернувшись к полуночи. Я никогда не видел в одном месте столько диких животных – лани, павлины, вараны, крокодилы, буйволы, обезьяны, дикие кабанчики, мангусты, слоны… Пожалел я только о том, что у моего фотоаппарата был не такой дальнобойный объектив.

Как лучше ехать на реки Шри-Ланки и с кем:
Алекс Корчмарь за несколько поездок в Шри-Ланку уже поимел некоторые договоренности с местными водителями, с владельцами гостиниц и с прочими подобными товарищами насчет скидок. Поэтому ехать с Алексом, который ездит туда с завидной регулярностью, получается достаточно бюджетно. Кстати, основные реки Шри-Ланки Алекс знает достаточно хорошо, причем знаком с ними в совершенно разную воду, соответственно, и на просмотр и на оценку препятствий с ним, времени уйдет гораздо меньше чем без него. Особенно стоит отметить, что он не организует коммерческих поездок, а регулярно ездит туда, потому что ему там нравится. Потому ехать с ним туда, будет дешевле и проще. Стоит также отметить, что это мое личное мнение, сформированное за две поездки с Алексом.
Связь с Алексом: razdolbay@e-moe.ru

Важные дополнения:
Прививки: если вы собираетесь плавать по рекам Шри-Ланки, то обязательно до поездки надо сделать прививки от брюшного тифа и гепатита А. Делают их и в Твери, и в Москве, и, полагаю, во всех областных центрах. Делать надо заранее, как минимум за 10 дней до поездки, а лучше за месяц.
Комары могут переносить лихорадку Денге, от которой прививок нет. Поэтому необходимо запастись репеллентами и фумигаторами, в том числе такими, которые работает не от розетки, а от батареек. Не помешает также легкая одежда, закрывающая полностью руки и ноги. Местные от нее мрут достаточно в больших количествах, но в основном из-за того, что сразу не лечатся. Информации о летальных случаях среди иностранцев, а уж тем более среди русских я не нашел.   
Виза делается по прилету в Коломбо и стоила, насколько я помню, 25$
Местные сигареты и алкоголь очень дорогие и на любителя, поэтому если необходимо, то затаривайтесь в дьютифри. Кстати, в шриланкийском аэропорту Коломбо дьютик работает и на выход. 
Местная мобильная связь очень дешевая, за 10$ можно приобрести симкарту прямо в аэропорту по прилету и скорее всего вам хватит этих же 10$ для периодической связи с Россией и переговоров с попутчиками в Шри-Ланке.
Местный транспорт: для передвижения с каяком вам будет нужен автомобиль и лучше с местным с водителем. Без каяка идеально передвигаться на рейсовых автобусах, которые стоят очень дешево, а ездят очень быстро. И, в отличии, например, от Индии, автобусы зачастую не набиты битком и часто нам удавалось даже занять сидячее место. Есть еще и тук-туки, но это едут медленее, а стоят дороже автобусов.  
Бюджет поездки: 20-25 тыс. руб. (на 2013 г.) стоил перелет авикомпанией Emirates, которая без проблем берет лодку. На месте будте готовы оставить 800-1200$ - это личный опыт, исходя из недели пребывания в Цейлон-Адвенче и недели в Хиккадуве. Основная статья затрат для каякеров - это оплаты машины, которая будет возить лодку и цена проживания в Цейлон-Адвенче. Соответственно, для некаякеров поездка на Цейлон может выйти существенно дешевле. В наших поездках у меня не было цели совсем экономить, поэтому при желании и везении каякеру можно попробовать уложиться и в 500$. 

Ссылки по теме:
1. Кино Шишкова
2. Описание рек Шри-Ланки, видео и планы поездок от Алекса Корчмаря
3. Заметки каякеров из России: http://playak.com/article.php?sid=1135, http://www.kayaksrilanka.co.uk/river-notes.html, http://www.vvv.ru/papers/textview.php3?paper=466
4. Информация о реках Шри-Ланки от английских каякеров
5. Съемки прохождения Котмале-Ойи каякерами (вроде как англичанами)
6. Подробный и интересный рассказ Анны Мараховской о поездке в Шри-Ланку в январе 2011 г.

PS: Дорогие читатели, я мог забыть что-то важное упомянуть (так как уже надоело писать, и хочется быстрее опубликовать уже сей рассказ), поэтому если у вас будут какие-либо вопросы, то не стесняйтесь, задавайте их мне (konuhov@cps.tver.ru), Алексу (razdolbay@e-moe.ru) или здесь в комментариях.  

PS2: Чуть не забыл, действующие лица нашего ноябрьского путешествия: каякеры - Алекс Корчмарь, Алексей Эммануилов, Игорь Конюхов, спутники каякеров - Наталья Молокова, Ольга Тарабарина, Сергей Ищук, Ирина Эммануилова. 

В рассказе использованы фотографии участников наших путешествий в Шри-Ланку в марте и в ноябре 2013 года.

Игорь Конюхов
Tver Kayaking team
декабрь 2013 г. - январь 2014 г.

 


Смотрите также видеорепортаж тверского телеканала ТВС о ноябрьском путешествии в Шри-Ланку:

Смотрите видео